Foodstudiokzn.ru

Спорт, Красота и Здоровье
145 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сенсорная диета для ребенка с рас

Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра.

В статье описаны шаги, как спаравиться с сенсорной перегрузкой. План «сенсорной диеты» для одного ребенка с РАС. А также проанализированы основные сенсорные особенности восприятия главной героини Темпл Грандин из фильма режиссера Мика Джексона.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра.»

Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра.

Как справиться с сенсорной перегрузкой

Сенсорные перегрузки — частый спутник человека, страдающего нарушениями сенсорной интеграции, или другими расстройствами, которым обычно сопутствуют нарушения обработки сенсорных сигналов (к ним относится, в том числе, аутизм). Перегрузка возникает в ситуации, когда ребенок подвергается чересчур сильному воздействию какого-либо сенсорного стимула, и не может с этим справиться. Такое состояние можно сравнить с перегрузкой компьютерной системы, пытающейся обработать больше информации, чем вмещает ее оперативная память. Но помочь такому ребенку, переживающему сенсорную перегрузку, не так уж сложно.

1. Понять, что ребенок перегружен

Признаки сенсорной перегрузки для каждого ребенка будут индивидуальны. Кто-то внезапно почувствует приступ паники, кто-то станет «гиперактивным», кто-то замкнется в себе, а кто-то ударится в истерику. Если педагог знает, что у ребенка есть нарушения сенсорной интеграции, можно предположить что внезапное изменение настроения или всплеск нежелательного поведения могут быть вызваны сенсорной перегрузкой. Если ребенок неожиданно теряет привычные навыки, например, перестает говорить и отвечать на вопросы, это может быть сигналом сильнейшей перегрузки. Когда ребенок хорошо знаком, понять, что он перегружен, бывает проще, т.к. признаки сенсорной перегрузки будут уже известны. У многих детей с РАС в момент перегрузки появляются особые ритуалы, не свойственные им, когда они спокойны. К примеру, ребенок может раскачиваться, когда ему хорошо и он спокоен, а в момент перегрузки вдруг начать резко хлопать в ладоши.

2. Помочь справиться с шумом

Если вы находитесь в шумном месте, и видите, что ребенок перегружен, помогите ему поскорее перебраться туда, где не так шумно. Сенсорная перегрузка замедляет процессы обработки информации, поэтому дайте ему дополнительное время, чтобы «переварить» ваш вопрос и сформулировать ответ. Если педагог сможет снизить уровень шума, например, убавить громкость музыки, обязательно надо это сделать.

3. Не трогать ребенка лишний раз

Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции с трудом переносят, когда к ним прикасаются. Чужое прикосновение, даже мысль о том, что кто-то может до них дотронуться, может спровоцировать перегрузку. Когда ребенок перегружен, ему плохо, поэтому не следует «нависать» над ним. Если он сидит, можно опуститься на его уровень, присесть, встать на колени, но не «нависать».

4. Не говорить слишком много

Если для того, чтобы оказать ребенку помощь, нужно что-то от него узнать — можно спрашивать, но не стоит пытаться его подбодрить, утешить, или поговорить с ним на отвлеченную тему. Речь — мощный сенсорный стимул и можно невольно усилить перегрузку. Кроме того, в состоянии перегрузки ребенку, может быть, трудно говорить, и поддержание беседы потребует от него дополнительных серьезных усилий.

5. Если у ребенка есть с собой куртка, возможно, он захочет ее надеть и надвинуть на лоб капюшон

Капюшон и тяжелая ткань куртки на плечах поможет ослабить воздействие сенсорной стимуляции и успокоиться. Если куртка не под рукой, можно предложить ее принести. Тем, у кого нет куртки, можно предложить укрыться тяжелым плотным одеялом.

6. Не отвечать на агрессию

Некоторые дети в момент перегрузки могут проявлять физическую или вербальную агрессию. Не следует принимать это на свой счет, в такой момент ребенок просто не может себя контролировать. Ну и конечно не следует паниковать. Основная цель ребенка, переживающего перегрузку, как можно скорее покинуть травмирующую его обстановку, а вовсе не причинить серьезный вред. Вспышку агрессии может спровоцировать попытка дотронуться до него, успокоить, или помешать ему уйти.

7. Когда ребенок, наконец, справится с перегрузкой, то надо быть готовой к тому, что долгое время он может чувствовать себя очень усталым, и сильнее чем обычно реагировать на раздражители

Такое состояние может длиться от нескольких часов до нескольких дней, пока он полностью не восстановится после перегрузки. Если есть такая возможность, то надо постараться в этот период оградить ребенка от дальнейшего стресса.

Если ребенок в состоянии сообщить или показать, как ему можно помочь, когда он перегружен, то нужно отнестись к этому с вниманием. Способ «успокоения» может выглядеть немного необычно, например ребенок может начать раскачиваться, глядя на блестящие предметы, или делать что-то не менее странное. Постараться не вмешиваться. Он не причинит себе вреда. Часто педагоги из лучших побуждений, пытаясь помочь, мешают ребенку в момент сенсорной перегрузки самостоятельно отрегулировать свое состояние.

План «сенсорной диеты» для одного ребенка с РАС.

Рекомендации для родителей.

Под «сенсорной диетой» принято понимать содержательный план занятий, упражнений и т.п. для насыщения ребёнка сенсорными стимулами по всем модальностям, опираясь при этом на понимание иерархии сенсорной интеграции в процессе развития ребенка.
Основные цели сенсорной диеты: улучшить внимание и реакции; уменьшить самостимуляции путем предоставления им более приемлемой замены; помочь ребенку привыкнуть к тяжелым для него сенсорным стимулам; уменьшить стресс в течение дня.

Способы организации пространства

1.Массаж ног и спины

2. Утренняя зарядка.

Зарядка может включать отталкивание на стуле, стул/тело сдавливание, растягивание эластичных жгутов, упражнения с ручным эспандером, наклоны с опорой на верхние конечности, утяжеленная.

3. Утренний туалет

4. Утренний перекус

5. Слушание музыки и одевание в д/сад по темпу музыки

Гигиенические нормы, тактильный ввод

Ровная поверхность кровати, без подушки.

Стул, эластичные жгуты, эспандер, утяжеленная одежда (жилетка)

Крекеры или пряник, фрукт, белки

Звуковые записи с разными темпами.

Дорога в детский сад

Игра «Что я слышу?» или «Тяни-Толкай»

Окружающая действительность, тележка, санки или коляска

После детского садика

Дорога домой и прогулка

2.На детской площадке:

Игры «Качаемся- вращаемся», «Пони бегает по кругу».

Игры в песочнице «Готовим обед»

Тележка или сумка

Формочки для песка

1.Подготовка ужина. Сервировка стола.

2.Час игр и затей

Прыжки на батуте

3.Массаж для ног

4. Вечерний туалет

6. Стишок пожеланий

«Все друзья ложаться спать. Можно сказку рассказать»

Тактильный ввод Вестибулярный ввод Проприоцептивный ввод

Гигиенические нормы, тактильный ввод

Необходимое оборудование для игр

Душ или ванна с пузырьками. Виброщетка, виброрасческа

Книги или аудиозаписи

Любимые игрушки на своих спальных местах

Биографический фильм режиссера Мика Джексона «Темпл Грандин» о жизни женщины с аутизмом.

Основные сенсорные особенности восприятия главной героини.

Фильм «Темпл Грандин», основан на реальной истории успеха знаменитой американской женщины с аутизмом. Описывается детство и юность Темпл Грандин, женщины аутиста, посвятившей себя изучению душевных состояний и поведенческих особенностей как животных, так и людей с проблемами социальной адаптации. Благодаря неутомимой вере родных, друзей и учителей, Темпл преодолела почти безнадежные внутренние и внешние барьеры, сделала блестящую научную карьеру, написала множество работ по психологии и зоотехнике, воплотив свои знания в целый ряд изобретений, получивших широкое использование. Подобные фильмы могут формировать позитивное общественное мнение, а также воодушевлять родителей на сопротивление аутизму и на его преодоление.

Проанализируем основные сенсорные особенности восприятия главной героини Темпл Грандин:

1.Острый интерес к одной теме. Фильм «Темпл Грандин» начинается с того, что девушка приезжает на ферму к своей тете. Там она впервые увидела коров, которые ее очень заинтересовали. Дни напролет Темпл проводит в коровьем загоне, а когда кончается лето, даже отказывается уезжать домой. И всю свою жизнь она занимается только вопросами животноводства.

Читать еще:  Последствия после диеты

2.Нарушения коммуникации. Избегание зрительного контакта. Мы видим, что Темпл Грандин неспособна к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать эмоциональное состояние другого человека. Ей тяжело общаться с окружающими, так как она их просто не понимает. Отсутствующий взгляд, мимика. Люди не хотят разговаривать с Темпл не потому, что она аутистка, просто им совсем не хочется слушать про убой скота, а Темпл, к сожалению, интересуют только коровы.

3.Отсутствие эмоциональных реакций. Непонимание чужих эмоций. Непонимание переносного смысла выражений.

Темпл часто встречает непонимание, становится объектом насмешек и злых шуток. В школе над Темпл смеются. Девушка сказала какую то глупость, класс захохотал, но ошибка любого другого точно так же вызвала бы смех. На скотобойне над Темпл издеваются работники: подшучивают над ней, закидывают ее машину коровьей требухой. Только делают они это потому, что она им не нравится, что она снует тут и там, что-то высматривает, записывает в блокнотик и лезет с неуместными, на их взгляд, комментариями.

4.Стереотипное поведение. Соблюдение ритуалов. Теребит волосы. Приверженность строгому распорядку, неизменяющемуся ритуалу, например в меню-пудинги, желе.

5.Повышенная сенсорная чувствительность, которая проявляется в болезненном реагировании на прикосновение. Темпл Грандин не терпит прикосновений к себе, отказывается обниматься, даже с близкими людьми.

6. Искажение картины мира. Темпл Грандин воспринимала мир по своему, в ином видении. Мыслит чертежными изображениями, соединяя их друг с другом.

7. Громкие звуки. Страхи. Работает люстра, рыбки в аквариуме. Звенит посуда. Оторванная табличка от двери ее комнаты. Каким образом делают прививки коровам.

8. Феноменальная черта. Мы видим в Темпл Грандин полную самоотдачу в действиях на благо. Именно отличное от других мышление (визуальное фотореалистическое) и уникальные способности позволили ей понять животных, увидеть фермы их глазами и создать комфортные скотобойни, «обнимательную машину». Все ее работы, статьи публикуют в газетах, по ее разработкам и чертежам совершенствуют фермы для коров.

Особенности сенсорного развития детей с РАС

Особенности сенсорного развития детей с РАС

Распознание сенсорной перегрузки. У разных людей перегрузка проявляется по-разному. Она может выражаться в панических атаках, человек может становиться чрезмерно активным, замыкаться в себе или терять самообладание (это напоминает приступ гнева, но не направлено на какую-либо конкретную цель).

Понижение визуальной стимуляции . Чтобы снизить визуальную стимуляцию, уменьшите количество предметов на стенах и потолке. Уберите мелкие предметы в шкафы или коробки и наклейте на коробки соответствующие бирки.

Понижение уровня шума. Звуковая перегрузка может быть вызвана внешними шумами (например, если кто-то громко говорит поблизости), которые мешают сконцентрироваться на чем-то другом. Иногда шум может казаться слишком громким и раздражающим. Чтобы избежать звуковой перегрузки, прикройте открытую дверь или окно, из-за которых доносится шум. Сделайте тише или выключите отвлекающую музыку или перейдите в более тихое место. Сведите к минимуму вербальное общение и разговоры. Если шум становится слишком навязчивым, можно использовать беруши, наушники. Если вы общаетесь с кем-то, кто подвержен звуковым перегрузкам, старайтесь задавать простые вопросы, для ответа на которые достаточно сказать “да” или “нет”, а не такие, которые требуют развернутых ответов. На простые вопросы легче ответить, в том числе жестами.

4.Понижение тактильной стимуляции. При тактильных перегрузках человек может избегать прикосновений и объятий. Нередко подверженные сенсорным перегрузкам люди чрезвычайно чувствительны к прикосновениям, и прикосновение или даже его предчувствие могут увеличить перегрузку. Тактильная чувствительность может проявляться в форме повышенной чувствительности кожи к одежде (в этом случае лучше использовать одежду из мягких тканей), при прикосновении к определенным типам поверхностей или обостренной реакции на температуру. Определите, к чему вам приятно прикасаться, а что вызывает негативную реакцию. Приобретайте такую одежду, в которой вам комфортно. Если к сенсорным перегрузкам склонен близкий вам человек или друг, возможно, он иногда упоминает о том, что прикосновения неприятны ему, и старается избегать их. В таком случае постарайтесь не прикасаться к этому человеку.При общении с человеком, который обладает повышенной тактильной чувствительностью, обязательно предупреждайте, прежде чем прикоснуться к нему, старайтесь быть у него на виду и не подходить незаметно сзади. Чтобы преодолеть повышенную тактильную чувствительность, проконсультируйтесь со специалистом по эрготерапии.

5. Контроль запахов. Некоторые ароматы и запахи могут быть слишком сильными. В отличие от визуальных образов, когда достаточно закрыть глаза, нельзя заткнуть нос, чтобы избавиться от запахов. Если вы обладаете повышенной чувствительностью к запахам, пользуйтесь неароматизированными шампунями и другими моющими и чистящими средствами.

6. Сенсорный перерыв. можно почувствовать сенсорную перегрузку в окружении большого количества людей или среди детей. Иногда, например при семейном мероприятии или рабочем совещании, подобные ситуации неизбежны. Тем не менее можно устроить себе небольшой перерыв, чтобы отдохнуть от перегрузки. Попытка “собрать волю в кулак” и перетерпеть лишь ухудшит положение, и вам потребуется больше времени для того, чтобы восстановиться. Перерыв поможет избежать слишком высоких перегрузок, которые могут привести к печальным последствиям, отдохнуть и набраться сил. Вовремя реагируйте на свои ощущения — это поможет легче справиться с возникшей ситуацией. Если вы находитесь в общественном месте, извинитесь и скажите, что вам необходимо посетить уборную, или заявите, что хотите подышать свежим воздухом, и отлучитесь на несколько минут. Если вы находитесь у себя дома, попробуйте прилечь в укромном месте и немного передохнуть. Если люди пытаются последовать за вами, скажите, что вам необходимо побыть одному.

Необходимо знать свои возможности и избегать слишком сильных испытаний, но вместе с тем не ограничивать себя слишком сильно , так как это может сделать жизнь скучной. Следите, чтобы выполнялись ваши базовые потребности, так как на критический порог стимуляции могут влиять такие факторы, как чувство голода, истощение, одиночество и физическая боль. В то же время не напрягайтесь слишком сильно.

Удовлетворение перечисленных базовых потребностей важно для каждого, особенно для тех, кто обладает повышенной чувствительностью

7.Установление определенных границ. Если вы сталкиваетесь с ситуациями, которые могут вызвать сенсорные перегрузки, необходимо обозначить для себя соответствующие пределы. Например, если вас раздражают громкие звуки, посещайте рестораны и магазины в относительно спокойное время, а не в часы пик, когда там много людей. Можно ограничить время, которое вы проводите перед телевизором или за компьютером, либо реже встречаться с друзьями и родственниками. Если предстоит многолюдное мероприятие, подготовьтесь к нему заранее, чтобы как можно легче перенести его. Возможно, стоит ограничить общение с окружающими. Если долгие беседы утомительны для вас, вежливо извинитесь и постарайтесь завершить затянувшийся разговор. Если вы воспитываете ребенка, наблюдайте за его поведением и следите, чтобы он не засиживался слишком долго перед телевизором или за компьютером, так как это может привести к сенсорной перегрузке.

8. Восстановление сил. Чтобы полностью отойти после сенсорной перегрузки, может потребоваться от пары минут до нескольких часов. Если был задействован механизм “бей или беги”, вы, скорее всего, почувствуете после перегрузки сильную усталость. По возможности постарайтесь также снизить уровень последующего стресса. Часто для этого лучше всего побыть одному.

Читать еще:  Съела булочку на диете

9.“Сенсорная диета” (при аутизме). Сенсорная диета заключается в более щадящей и привычной подаче сенсорной информации, что помогает нервной системе человека воспринимать окружающий мир более организованным и упорядоченным. Такая диета предусматривает общение с другими людьми и окружающей средой, а также различные занятия и развлечения в отведенное для них время суток. Воспринимайте сенсорную диету так же, как если бы речь шла о здоровом и сбалансированном питании. Человек должен получать необходимые ему питательные вещества из различных продуктов, причем не рекомендуется употреблять слишком много или мало того или иного вида пищи, так как это может отрицательно сказаться на формировании и работе организма. При сенсорной диете человек должен получать хорошо сбалансированную информацию со стороны всех органов чувств. Например, если человек испытывает чрезмерную слуховую стимуляцию, можно ограничить вербальные контакты и чаще прибегать к визуальным источникам информации, проводить больше времени в тихих местах и при необходимости использовать беруши. Однако при этом необходимо поддерживать и некоторую звуковую стимуляцию — например, предоставить человеку возможность слушать его любимую музыку. Сведите к минимуму ненужную сенсорную нагрузку: ограничьте количество визуальных материалов, позвольте человеку пользоваться наушниками или берушами, подберите ему комфортную одежду, используйте моющие средства без запаха и так далее. Задача сенсорной диеты заключается в том, чтобы успокоить человека и по возможности привести в норму реакцию на сенсорные раздражители, научить его управлять своими импульсами и эмоциями и повысить продуктивность.

10. Воздержание от проявлений раздражения и агрессии (при аутизме). Иногда подверженные сенсорной перегрузке люди проявляют физическую или вербальную агрессию. Не принимайте это на свой счет. Такая реакция вызвана паникой, а не негативным отношением к вам. Чаще всего физическая агрессия случается из-за того, что человек впадает в панику, когда вы пытаетесь прикоснуться к нему, ограничить свободу его передвижений или перекрыть путь к бегству. Никогда не пытайтесь схватить его или контролировать его поведение.На самом деле испытывающие сенсорную перегрузку люди редко причиняют окружающим серьезный ущерб. Паникующий человек не намерен причинить вам вред, он лишь хочет выбраться из сложившейся ситуации.

11. Обратите внимание на вестибулярные признаки (при аутизме). При сенсорной перегрузке у человека с аутизмом могут возникнуть проблемы с удержанием равновесия и координацией движений. Его может укачивать, возможны потеря равновесия и проблемы со зрительно-моторной координацией. Если кажется, что человек испытывает сенсорную перегрузку или ведет себя слишком пассивно, попробуйте замедлить свои движения и медленно и осторожно меняйте свою позу (например, когда встаете со стула).

12. Раннее вмешательство. Иногда человек не понимает, чем вызваны испытываемые им проблемы, и может оставаться в небезопасном для него месте слишком долго или пытаться преодолеть перегрузки. Это лишь ухудшает ситуацию. Постарайтесь прийти на помощь, как только заметите, что кто-то подавлен и испытывает стресс, и помогите ему выбраться в более тихое место и успокоиться.

13. Проявление сочувствия и понимания. Близкий вам человек испытывает стресс и смятение, и ваша поддержка может помочь ему успокоиться и прийти в себя. Проявите симпатию, любовь и готовность прийти на помощь. Помните, что люди испытывают сенсорную перегрузку не по своей воле. Не осуждайте испытывающего проблемы человека, так как это может усугубить ситуацию.

Выведите человека в более спокойное место. Наиболее быстрый способ избавиться от сенсорной перегрузки часто заключается в том, чтобы сменить обстановку. Подумайте, можете ли вы вывести человека на улицу или в более спокойное место. Попросите его следовать за вами и предложите взять его за руку, если он нормально переносит прикосновения.

Сделайте окружающую обстановку более гостеприимной. Приглушите яркий свет, сделайте тише музыку и попросите окружающих немного расступиться, чтобы предоставить близкому вам человеку больше свободного пространства. Испытывающего перегрузку человека могут смущать взгляды окружающих, ему может казаться, что они пристально рассматривают его.

Спросите у человека, можно ли прикоснуться к нему. При сенсорной перегрузке люди с трудом понимают, что происходит, и могут ошибочно воспринять прикосновение как агрессию с вашей стороны. Сначала узнайте, можно ли прикоснуться к человеку, и заранее сообщите ему, что вы намерены предпринять, чтобы он имел возможность отказаться. Например, скажите: “Я хотел бы взять тебя за руку и вывести отсюда” или “Ты не против, если я тебя обниму?”

Иногда испытывающих перегрузку людей можно успокоить с помощью крепких объятий или легкого массажа спины и плеч. В других случаях прикосновения лишь ухудшают ситуацию. Узнайте, можно ли прикоснуться к человеку, и не расстраивайтесь, если он скажет “нет” — в этом нет ничего личного.

Не ставьте человека в безвыходное положение и не преграждайте ему путь. В состоянии аффекта он может впасть в панику и прибегнуть к физическому насилию, например оттолкнуть вас, чтобы выбежать через дверь.

Задавайте простые вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”. Открытые вопросы сложнее воспринимаются, и если мозг человека уже перегружен, он не в состоянии дать осознанный ответ. В то же время в ответ на закрытый вопрос человек может просто кивнуть или отрицательно покачать головой.

Постарайтесь удовлетворить потребности человека. Близкому вам человеку может потребоваться стакан воды, перерыв или перемена занятий. Подумайте над тем, как вы можете помочь ему, и сделайте это.

Если вы заботитесь о другом человеке, в случае проблем легко можно впасть в состояние фрустрации, однако помните, что ваш подопечный не в состоянии вести себя по-другому, и ему требуется ваша помощь.

Если вы заметили, что кто-то пытается справиться с перегрузкой такими способами, которые могут причинить ему вред, сообщите об этом тем, кто знает, что делать (например, родителям или врачу). Попытки схватить человека могут вызвать у него панику, и он попытается вырваться, что небезопасно для вас обоих. Врач поможет составить план лечения, который, возможно, позволит справиться с опасным поведением.

Поощряйте попытки человека самостоятельно справиться с перегрузками. Он может попробовать раскачиваться взад и вперед, закутаться в теплое одеяло, напевать любимую песню или попросить вас сделать ему массаж. Нестрашно, если подобное поведение выглядит немного странным и несоответствующим его возрасту — главное, чтобы это помогло ему отвлечься и успокоиться. Если вы знаете, что что-то действует успокаивающе на испытывающего перегрузки человека (например, его любимая плюшевая игрушка), принесите этот предмет и положите так, чтобы он мог дотянуться до него. При желании он возьмет эту вещь.

План сенсорной диеты для детей с РАС. Рекомендации для родителей.

Способы организации пространства

Массаж ног и спины

Ровная поверхность кровати, без подушки.

зарядка может включать отталкивание на стуле, стул/тело сдавливание, растягивание эластичных жгутов, упражнения с ручным эспандером, наклоны с опорой на верхние конечности, утяжеленная.

Стул, эластичные жгуты, эспандер, утяжеленная одежда (жилетка)

Гигиенические нормы, тактильный ввод

Крекеры или пряник, фрукт, белки

Слушание музыки и одевание в д/сад по темпу музыки

Звуковые записи с разными темпами.

Дорога в д/сад. Игра «Что я слышу?» или «Тяни-Толкай»

Окружающая действительность, тележка, санки или коляска

После детского садика

Дорога домой и прогулка

На детской площадке» «Качаемся- вращаемся» «Пони бегает по кругу».

Читать еще:  Творожная диета для похудения отзывы и результаты

Игры в песочнице «Готовим обед»

Тележка или сумка.

Формочки для песка

Подготовка ужина. Сервировка стола.

Тихая фоновая музыка.

Час игр и затей:

Игра «Мыльные пузыри»

Прыжки на батуте

Необходимое оборудование для игр.

Массаж для ног. Игры «Бутерброд», «Ладушки-оладушки». Пальчиковая гимнастика

Гигиенические нормы, тактильный ввод

Душ или ванна с пузырьками. . Виброщетка, виброрасческа

Книги или аудиозаписи.

«Все друзья ложатся спать. Можно сказку рассказать».

Профилактика истерик: как перехитрить взрывное поведение у человека с аутизмом

Истерики очень часто встречаются у людей с аутизмом. В самом деле, чаще всего родители и педагоги задают следующий вопрос: «Что мне делать, если у ребенка истерика?»

Когда истерика уже началась, то наилучшая реакция — гарантировать безопасность всех присутствующих. Важно знать, что взрывное поведение не было запланировано, что очень часто его провоцируют скрытые и неожиданные факторы. Когда такое поведение уже началось, то больно всем присутствующим, в первую очередь, ребенку.

Стадии взрывного поведения

Так что собой представляет взрывное поведение? В моей книге «Как перехитрить взрывное поведение: визуальная система поддержки и вмешательство для людей в спектре аутизма» (Endow, 2009) взрывное поведение определяется как имеющее четыре четко определенные стадии, за которыми следует столь же однозначный период восстановления. Кроме того, непосредственно перед взрывом срабатывает физиологический механизм бежать/сражаться.

Согласно этой модели, четыре стадии взрывного поведения являются одинаковыми для любого опыта взрывного поведения, и их можно описать как поезд с четырьмя вагонами, которые называются: Начало, Накопление пара, Точка невозвращения и Взрыв. Основная идея состоит в том, чтобы не дать новому вагону присоединиться к предыдущему, потому что если это произойдет, то поезд сойдет с рельс и последует взрыв.

Если начать с конца, то Взрыв — это стадия, когда поведение, связанное с истерикой, становится очевидным. Непосредственно перед этим идет стадия Точка невозвращения, название которой следует понимать дословно — предотвратить истерику уже невозможно, потому что на этой стадии запускается механизм бежать/сражаться. На этой стадии наблюдается расширение зрачков, учащение дыхания и сердцебиения. Физиологически организм начинает вести себя так, как будто сама наша жизнь находится под угрозой, и он начинает реагировать соответствующим образом: мы сражаемся за свою жизнь. Как только вы наблюдаете поведение, которое у вашего ребенка соответствует Точке невозвращения, то вы знаете, что скоро последует Взрыв, и единственное, что вы можете сделать — как можно скорее создать и поддерживать безопасную обстановку.

Повлиять на взрывное поведение можно только до того, как оно появилось. На стадии Начала уже заметны легкие проявления такого повдения. На стадии Накопления пара проявления становятся более очевидными. И хотя вы можете успешно вмешаться на этих стадиях, самая эффективная стратегия — проактивная профилактика взрывного поведения еще до самых первых стадий.

Стратегии профилактики истерики еще до начала

Для профилактики начала первой стадии истерики, как правило, наиболее эффективна индивидуальная сместь трех основных методов поддержки. Эти три основных метода поддержки включают: проактивное применение сенсорной диеты для оптимальной сенсорной регуляции, визуальную поддержку и управление слишком сильными эмоциями (Endow, 2010).

Люди с аутизмом обычно обладают сенсорными системами, которые неспособны регулироваться автоматически, вместо этого они должны научиться осознанной саморегуляции. Наиболее часто этого можно добиться с помощью введения специальной сенсорной диеты. Сенсорная диета для человека с аутизмом — это то же самое, что инсулин для человека с диабетом. Легко понять, что у человека с диабетом поджелудочная железа неспособна эффективно регулировать уровень инсулина. Мы можем измерить уровень сахара в крови, узнать, каково текущее состояние, и, таким образом, определить, сколько инсулина необходимо человеку.

Сенсорная диета

К сожалению, медицина пока не может взять образец крови, чтобы определить сенсорную дисрегуляцию. Тем не менее, мы можем примерно определить, в чем возникают проблемы, и ввести сенсорную диету для профилактики дисрегуляции. Точно так же как инсулин предотвращает серьезные последствия для диабетика, сенсорная диета предотвращает серьезные проблемы для человека с расстройством аутистического спектра.

Как взрослый человек с аутизмом, я каждый день посвящаю время занятиям по сенсорной интеграции, которые позволяют мне хорошо функционировать в повседневной жизни. Регулярная и активно применяемая сенсорная диета позволяет изначально предотвратить стадию Начала взрывного поведения (Brack, 2004).

Визуальная поддержка

Другой критически важный фактор поддержки, который нужно использовать заранее — это визуальная поддержка. Как аутистка, я могу сказать вам, что старая поговорка: «Картина говорит больше тысячи слов», это сущая истина. Хотя опыт каждого человека с аутизмом уникален, для большинства из нас восприятие устной и письменной речи не является «родным языком».

Я могу совсем не воспринимать смысл произносимых слов, если я нахожусь в состоянии стресса, моя сенсорная система не отрегулирована, либо я ощущаю слишком сильные эмоции. Визуальная поддержка — это все, что показывает нечто наглядно, вместо того, чтобы говорить. Для многих людей с аутизмом эффективны так называемые визуальные расписания. (Подробнее о визуальных расписаниях можно прочитать в статье «Что такое визуальные расписания для ребенка с аутизмом?»).

Наглядная демонстрация начала и конца событий в визуальном расписании облегчает переход от одной деятельности к другой, и, тем самым, предотвращает истерику. Для того чтобы быть эффективной визуальная поддержка должна использоваться систематически и проактивно, не надо доставать визуальные подсказки, только когда негативное поведение уже началось. (Также смотрите статью «Когда нужно использовать визуальную поддержку при аутизме?»).

Управление своими эмоциями

Третья область, в которой многим людям с аутизмом нужна проактивная поддержка — это управление своими эмоциями. Наиболее часто ощущаемые эмоции слишком сильные для данной ситуации. Вот пример из моей жизни: когда оказывается, что в продуктовом магазине нет какого-то конкретного товара, то я испытываю автоматическую реакцию близкую к тому ужасу, который я почувствовала, узнав о теракте одиннадцатого сентября. Умом я понимаю, что эти две ситуации нельзя даже сравнивать, но в то же время эта автоматическая реакция существует, и мне нужно осознанно доработать эти сильные чувства до чего-то сносного прямо в этой ситуации. Управление эмоциями — это навык, который не приходит сам, ему нужно обучать продолжительное время с помощью систематических инструкций и визуальной поддержки, например «Потрясающей пятибалльной шкалы» (Buron & Curtis, 2004). (Подробнее о применении метода пятибалльной шкалы можно узнать в статье «Как можно улучшить эмоциональную регуляцию ребенка с аутизмом?»).

Хорошие новости в том, что на взрывное поведение можно повлиять. При наличии проактивной поддержки можно перехитрить взрывное поведение, чтобы люди с аутизмом могли вести осмысленную и плодотворную жизнь.

Ссылки

Brack, J.C. (2004). Learn to Move, Move to Learn! Sensorimotor Early Childhood Activity Themes. Shawnee Mission, KS: Autism Asperger Publishing Company.

Buron, K.D., & Curtis, M. (2004). The Incredible 5-Point Scale. Shawnee Mission, KS: Autism Asperger Publishing Company.

Endow, J. (2009). Outsmarting Explosive Behavior: A Visual System of Support and Intervention for Individuals with Autism Spectrum Disorders. Shawnee Mission, KS: Autism Asperger Publishing Company.

Endow, J. (2010). Practical Strategies for Stabilizing Students With Classic Autism: Getting to Go. Shawnee Mission, KS: Autism Asperger Publishing Company.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector